«Психологический комфорт на уроке, как условие развития личности обучающихся»


Форма: игра-трениг
 
Цель: анализ и разработка условий, способствующих созданию психологического комфорта на уроках.
 
Задачи:
§  Расширить представления участников о психологическом комфорте и его значимости в образовательном процессе.
§  Рассмотреть приёмы и способы создания психологического комфорта на уроках.
§  Определить и проанализировать способы разрешения конфликтных ситуаций на уроках.
 
 
Ход игры-тренинга:
 
I.                   Психологический настрой  
Притчи для первой группы и для второй
1 группа
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее.
Долго они спорили и, наконец, решились померяться силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: и мигом сорву с него плащ.
Сказал – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем сильнее закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер сам убедился, что ему плаща не сдернуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с ней и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ и привязал его к седлу.
- Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем яростью и гневом!
2 группа
«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая у меня в руках бабочка живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая - выпущу» Мудрец, подумав, ответил «Все в твоих руках».
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». Тема нашего мастер-класса «Создание психологического комфорта на уроке, как условие  развития личности обучающихся»
Игра «Комплимент»
Уважаемые коллеги!     Начнем с игры. Сейчас по порядку каждый будет глядя в глаза соседу,  говорить  ему несколько добрых слов, за что-то похвалите.
             Принимающий должен кивнуть  головой и  сказать: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу.  
             И мне очень приятно с вами работать.
 
              Виктор Федорович  Шаталов (народный учитель-новатор) утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу?
        
 
II.                Теоретический ввод
«В настоящее время учёные в области педагогики и психологи, учителя – практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе  к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребёнку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.
Это декларируется в законе РФ «Об образовании» в ст. 56.3 говорится «о прекращении трудового договора с педагогами в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося»
Статья 32.3 «Образовательное учреждение несёт ответственность за качество образования своих выпускников». Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге  - на его успеваемость.
В Конвенции ООН о правах ребёнка статья 28.2 гласит: «Государства участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребёнка и в соответствии с настоящей Конвенцией»
В Концепции  модернизации российского образования  указывает: «Доступность качественного образования означает государственные гарантии  обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося и образовательном процессе его психологическую и физическую безопасность»
Кроме того, в п. 2.2. отмечается: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений,  навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности обучающихся», «инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе»
Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребёнку с первого класса предоставляется возможность выражать своё «я», делать выбор в соответствии  со своими ценностными ориентациями, где поощряется генерирование идеи, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений; где развивается готовность и умение брать на себя ответственность; где создаются условия для самоутверждения ребёнка с учётом сильных сторон личности; где формируется взгляд на другого человека как на безусловную ценность.
Главным критерием такого психологического пространства  является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество».
 
  Что такое комфорт?
Разобраться в понятии «комфорт» нам поможет игра-ассоциация.
- Какие ассоциации  возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?
Запишите на своих листочках.
 

К
Культура, красота, качество образовательного процесса, критичность учителя к самому себе, компромисс, контроль
О
Обаяние, отношение, общение, ободрительный.
М
Мир, мотивация, мудрость, мастерство, мажор, миссия.
Ф
Формирование, форма
О
Обогатить, образовать, обстановка.
Р
Радость, развитие, разум, равенство, размеренность, разнообразие, радушие.
Т
Толерантность, творчество, такт, талант, терпимость, технология.

          Красота, мир, обстановка, толерантность, удобство, покой…
 
     - А теперь озвучим полученное.
                
 Комфорт -  заимствовано из английского языка, что означает «поддержка, укрепление» (Этимологический словарь Н.М. Шанский)
Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют (толковый словарь  С.И. Ожегов)
 
Существует три структурные составляющие данного понятия.
Комфортность:                                             Психологическая
Интеллектуальная
Физическая
 
Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.  (Тот самый рассол, о котором говорил Шаталов)
                       Источником психологической комфортности является:
  • положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя;
  • доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. в школе главной фигурой был и остается учитель.
 
Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребёнка.
Как писал Борис Слуцкий:
Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит …
Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребёнка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно  быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребёнок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребёнка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать своё продвижение вперед.
 
III. Основная часть
«Часто от школьных психологов вы слышите рекомендации по поводу создания психологического комфорта на уроке. Типа:  «Выстраивать отношения с учащимися на уровне сотрудничества», «Мотивируйте учащихся», «Учитывайте психологические особенности детей "ивируйте учащихсятелемОМщимися на уровне сотрудничнства  комфорта на уроке. » и т.д.
Зачастую педагоги не всегда знают, как данные рекомендации применять на практике. Этому и посвящен наш тренинг-игра
Мы условно разделим урок на 3 части: организационный момент, основная
 и заключительная часть.
Выделим основные педагогические ошибки, а также методы и приемы, которые будут способствовать созданию психологического комфорта».
 
«Рассмотрим  организационную  часть урока»
Спрашивая бывших учеников:  «Когда вам было на уроках комфортно и когда вы чувствовали себя тревожно, испытывали дискомфорт?» Они отвечали:
 
  1.  Я чувствовал себя тревожно, когда учитель приходил на урок с плохим настроением, опаздывал, когда к уроку не всё было готово, когда не обращал внимания на самочувствие учеников.
  2.  И, наоборот,  ощущали спокойствие, когда учитель входил в класс с бодрым, хорошим настроением, демонстрировал жизнерадостность, обращался к ученикам в доброжелательной форме. Приходил на урок немного раньше звонка, не тратил времени на уроке на поиски страницы предмета в журнале, соблюдал порядок на рабочем столе, ориентировался на эмоциональное состояние учеников. Они отмечали, что корректность поведения учителя, способность сделать замечание в деликатной форме снижает напряжение в общении.
Поэтому необходимо помнить следующее (выводы):
  1. Входите в класс с хорошим бодрым настроением, и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми в доброжелательной форме.
  2. Не тратьте время на поиски страницы предмета в журнале, соблюдать порядок на рабочем месте.
  3. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, всё ли готово к уроку, стремитесь к организованному началу уроку.
  4. Ориентируйтесь на эмоциональное состояние учеников, развивайте в себе эмпатию (осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.) к детям. Корректность поведения учителя снижает напряжение в общении.
  5. Будьте сдержанным в движениях и словах. Любое эмоциональное состояние, включая состояние отрицательной модальности, учитель может выразить в деликатной форме. Объясняйте ученику последствие его поступков.
 
Например, чтобы добиться позитивного настроя, можно использовать в начале урока игру-тренинг «Комплимент», с которой мы начали сегодняшнюю встречу.
 

Улыбка. Первым знаком обращения должна быть доброжелательная улыбка. С какими бы мы словами не подходили друг к другу, начинаем наш диалог с улыбки. Между учащимися можно организовать диалог по теме урока.
Формирование уважения, чувства сплоченности и принадлежности к группе.

 
«Рассмотрим основную  часть урока»
 
  1. Выполнение специальных упражнений на уроках.
«Созданию психологического комфорта   способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Эти упражнения являются соединением обучения и психологического тренинга.  Помогают развивать способности личности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятный психологический климат на уроке.
«Мы проиграем с вами несколько таких игр. Остальные упражнения и игры вы можете увидеть в распечатке».
Проигрывание упражнений:
 

Перечень упражнений
Цель
Комплимент.   
Формирует уважительное отношение к окружающим, развивает рефлексию.
Печатная машинка. У каждого учащего слово от общего определения, дети по очереди поднимают нужное слово, чтобы в итоге получилось согласованное предложение.
Формирует чувство принадлежности к группе, сплоченность, развивает способность работать в группе.
Ассоциации. Дети подбирают ассоциативный ряд к какому-либо определению, другая команда должна догадаться, о чём идёт речь.
Формирует адекватное понимание, восприятие партнёра, развивает активное внимание, групповую сплочённость.
Поменяйтесь местами те, кто ... Учитель называет, какой либо признак и учащиеся меняются местами. Например: кто любит апельсины, кто одет в красное, кто играет на гитаре и т.д. Как вариант, раздать карточки со словами и дать задание, например, «Поменяйтесь местами те, у кого на карточке свойство символов», «…свойства абзацев», «Поменяйтесь местами те, у кого на карточках автор родился в 20 веке», «…писал прозу» 
Позволяет получить информацию друг о друге, формирует сплоченность, активное внимание.
Окно. Учитель каждой группе дает,  какой-то материал по теме урока. Затем детям предлагается разделиться по парам и встать напротив друг друга. Дается задание: «Представьте, что вас с партнёром разделяет окно с толстым стеклом. Таким, что кричать бесполезно, вас не услышат. Однако вам необходимо сообщить ему что-то важное. Попробуйте передать через стекло то, что вам нужно, и получить ответ» После передачи сообщений  партнёры обмениваются информацией о том, что сообщалось и что было понято.
Развивает наблюдательность, внимательность и способность понимать друг друга.
Сообщение. Ученикам предлагается встать в круг. Задача по кругу передать сообщение, как можно быстрее и без искажения  (тему урока, новый термин и т.д.)
Формирует чувство принадлежности к группе.
Парный рисунок. Участники разбиваются по парам и с помощью рисунков, знаков, символов «разговаривают» друг с другом на заданную учителем тему. После обсуждается, получился ли разговор, поняли ли партнёры друг друга.
Формирует навыки взаимопонимания и взаимодействия.

 
  1. «Новые требования к аттестации педагогов предполагают умение педагога конструктивно решать конфликтные педагогические ситуации».
На уроках часто возникают проблемные ситуации, из которых учителю нужно быстро, не нарушая позитивного настроя, найти выход. Например:
 
(Педагогам предлагаются  проблемная  ситуация,  на которую необходимо найти варианты решения. Каждый вариант обсуждается.)
 
Ситуация: (Ответы заранее не давать)
 
1. Обучающийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из одноклассников, говорит: «Я не хочу сидеть  вместе с ним». Что Вы будет делать (как поступите, что скажете) в данной ситуации?
Варианты:
А) «Ну и что?», «Никуда не денешься, все равно придется», «Это глупо с твоей стороны», «Но он тоже не захочет после этого выполнять задание с тобой»
Б) не самый конструктивный вариант реагирования без обоснования «Я все же прошу тебя приступить к выполнению задания
В)  «Почему ты не хочешь сидеть за одной партой с Сашей? Вместе вы сможете хорошо справиться с предложенным заданием, ты хорошо владеешь…, а Саша …. Думаю, у вас всё получится» При вескости выясненных причин возможна замена состава мини-групп для совместного выполнения заданий. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем.
 
2. Вы предлагаете задание учащимся на уроке, а они дружно говорят, что уже решали его с педагогом, который заменял Вас на предыдущем занятии. Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, скажете и др.) в данной ситуации и почему?
А)  «Кто здесь учитель? Вы или я? Хватит спорить, я лучше знаю как вести урок!»
Б)  «Хорошо, мы можем не выполнять данное задание, если вы его уже сделали».
В) «Хорошо. Значит, вы уже знакомы с подобными заданиями, И я предлагаю сейчас выполнить еще одно задание…».
 
  1. «Ты и я сообщение»
«Немаловажным для создания психологического комфорта является умение учителя правильно выразить своё отношение к ситуации и к ученику.
Психологи выделяют две формы общения с людьми: «ты» и « я» сообщение.
«Ты» - сообщение часто нарушает коммуникацию, так как вызывает у учащегося чувство обиды и горечи, создает впечатление, что прав всегда учитель (Ты всегда оставляешь грязь в тетради, ты никогда не делаешь домашнее задание, прекрати это делать, ты срываешь мне урок…).
«Я» -сообщение является более эффективным способом влияния на ребенка с целью изменения его поведения. В то же время они сохраняют благоприятные отношения между учеником и учителем (Мне хотелось бы, чтобы мы договорились, я был бы рад, если начал выполнять домашнее задание)»
Практическое задание: переформулируйте ты-сообщение в я-сообщение.
Ты-сообщение: Ты сегодня опять забыл тетрадь?; Ты всегда плохо выполняешь задания; Тебе не надоело весь урок болтать?
Ответы: « Я огорчена, что ты опять забыл тетрадь»,
«Я был бы рад, если ты будешь внимательным при выполнении задании (если ты будешь стараться выполнить хорошо это задание)»
«Я надеюсь, ты понимаешь, что разговорами мешаешь остальным ученикам»…
 
4.            Вербальные  проявления педагога. Обсуждение с педагогами.
«Очень важным при общении с учащимися является то, какие вербальные  средства общения использует педагог. От этого будет зависеть эмоциональное состояние ребёнка, его особенности мотивации, продуктивность учебной деятельности»
Работа с таблицей.
Задание: «В левой половине таблицы даны фразы, которые учителю говорить не стоит. Заполните правую колонку. Как, с вашей точки зрения, надо сказать?» (Проверить не все пункты, обсудить те, которые вызвали особые затруднения.)
 

Так говорить не стоит!
 
А вот так надо!
Ты какой  - то неуравновешенный, нервничаешь вечно!
 
Мне кажется, ты был взволнован, когда отвечал на уроке.
Ты что кричишь, думаешь, я несправедливо тебя оцениваю?
 
Ты сейчас очень громко говоришь
Только бездельники и дураки списывают на контрольной
 
Мне неприятно видеть, как ты списываешь
Ты никогда не умел объяснять материал, опять никто ничего не понял
 
Я думаю, что ты объяснял слишком сложными  фразами
Опять ты обзываешься! То вчера Петю обозвал, то, помнишь на прошлой неделе как со мной разговаривал
 
Сейчас ты ведёшь себя не совсем корректно
Ты должен относиться к урокам серьёзнее!
 
Возможно, в следующий раз стоит больше времени уделить подготовке
 
Я тут целых полчаса распинаюсь! Ты  меня не слушаешь! Как с тобой можно разговаривать?!
 
Для меня важно, чтобы мы друг друга выслушали
Да отвлекись ты, я хочу тебе сказать…
 
 
Когда закончишь свои дела, дай мне знать. Мне хотелось бы поговорить с тобой.
Ты, конечно, молодец, но у тебя много ошибок, плохой почерк и сложные формулировки
 
 
Ты действительно написал интересное сочинение. Однако над грамматикой следует ещё поработать

 
«Переходим к рассмотрению заключительной части урока»
Особо важное значение имеет конец урока. Очень важно, с каким настроением ученики уйдут из класса. И здесь особую роль играет как оценка учителя работы и настроя на урок учащихся, так и самооценка своей деятельности самих учащихся.
 
1. Оценивая работу учеников, я думаю, важно помнить слова А.С. Макаренко.
«Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися. Психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса». (А.В. Макаренко)
 
2.      Говоря о самооценке настроения и работы на уроке самих учеников, можно использовать такие приёмы, как:
 
·         «Нарисуй своё настроение» (или как вариант настроение одноклассника, например, соседа по парте). Этот приём развивает умение рефлексировать своё эмоциональное состояние.
·         «Ладошка»
·         Использовать цветограмму настроения (таблица Блума)
·         Можно строить график настроения на разных этапах урока.( на осях графика указать настроение и этапы урока).
·         Можно использовать градусник температурный, при помощи которого оценить настроение и свою работоспособность на разных  этапах урока.                (0-равнодушие, стрелочка вверх - понравилось, вниз - чувствовал себя неуютно).
·         «Продолжи фразу»: Я чувствую себя…; Сегодня на уроке мне особенно понравилось…, не удалось… .
·         Под картинками на доске, выражающими разное настроение, оставить какой-то знак (можно смайлик).
·         Можно поставить оценку своего психологического состояния на уроке в баллах, например, по 10-ти бальной шкале. А потом учитель может построить график настроения всего класса.
 
          Подводя итог вышесказанному, хотелось бы огласить 12 заповедей, выполнение которых благоприятно скажется на улучшении комфортности на уроке:
ü  уважайте детей;
ü  не навредите, ищите в детях хорошее;
ü  замечайте и отмечайте малейший успех ученика, от постоянных неудач дети озлобляются;
ü  не приписывайте успех себе, а вину - ученику;
ü  ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать;
ü  на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;
ü  не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;
ü  хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;
ü  только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;
ü  не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми;
ü  оценивайте поступок, а не личность;
ü  дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
 
IV.             Заключительная часть.
Закончить сегодняшний разговор хотелось бы словами:
 
Когда постоянно находишься в позиции  обучающего, воспитывающего, руководящего, организующего, когда сама позиция учителя предопределяет возможность постоянно что-то изрекать, получать, надо обладать немалым мужеством, чтобы сказать самому себе: «Этому мне надо научиться, а вот от этого надо себя отучить»