Влияние семьи на развитие творческих способностей личности

 

                                     

  Аннотация:  В статье в контексте проблемы воспитания личности в семье выявляется значимость родительской позиции в формировании творческих способностей детей. Приводятся примеры детско-родительских отношений , которые могут оказывать существенное влияние на дальнейшее развитие ребёнка.  

 

            Безусловно,  что прогресс цивилизации зависит от исключительно одарённых людей.  Несмотря на то,  что самые большие надежды на улучшение условий жизни и будущее всей планеты связанны именно с творчески мыслящими молодыми людьми,  в детстве многим из них,  как правило,  не дают «раскрыться» и проявить свою индивидуальность.

            В воспитании ребенка очень важную роль играют  семья, авторитет родителей, семейные отношения. Многое может сделать семья для развития способностей её маленького члена. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка особый интерес, к какому виду деятельности ребенок проявляет склонность? Взять заботу по воспитанию   устойчивых интересов и склонностей ребёнка к какой-либо деятельности — значит, уже способствовать   развитию  его творческих способностей

      Родителями и окружающими творчески одарённый ребёнок часто характеризуется как «странный». Неистребимая жажда познания и неистощимое любопытство таких детей нередко раздражают .  Чем более энергично и нетрадиционно поведение ребёнка,  тем более вероятно,  что родители и другие члены семьи будут его одёргивать и ограничивать. Но в то же время  Торренс,  создатель системы измерения творческих способностей,  сообщает ,  в  какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер,  зависит  и от влияния  и других взрослых дома и в школе.  Но семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребёнка ещё в дошкольном возрасте.  Задача родителей в этой ситуации – воспринять как  будто бы эксцентрические идеи и поступки как интересные и многообещающие,  хотя порой и утомительные.  Если же родители склонны рассматривать такие необычные проявления личности ребёнка как повод для раздражения,  они рискуют подавить,  а не развить творческие наклонности .             Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию,  живое воображение.  Творчество по природе своей основано на желании сделать что – то,  что до тебя ещё никем не было сделано,  или хотя бы то,  что до тебя существовало,  сделать по-новому,  по-своему,  лучше.  Иначе говоря,  творческое начало в человеке – это всегда стремление вперёд,  к лучшему,  к прогрессу,  к совершенству и,  конечно,  к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

       Детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому,  что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны,  у них есть огромное желание познавать окружающий мир.  И родители,  поощряя любознательность,  сообщая детям знания,  вовлекая их в различные виды деятельности,  способствуют расширению детского опыта.  А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.  Кроме того,  мышление детей раннего возраста более свободно,  чем мышление более взрослых детей.  Оно ещё не задавленно догмами и стереотипами,  оно более независимо.  А это качество необходимо всячески развивать.  

     Следует с ранних лет вовлекать детей в доступную его возрасту деятельность. Уже в дошкольном возрасте дети учатся рисовать, занимаются лепкой, учатся правильно петь и танцевать, узнавать мелодии.

Созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности способствуют увлечения родителей . Нередки случаи, когда в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье увлечённых рукоделием – к рукоделию, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к ней.
      Думая о будущем ребёнка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны позаботиться о формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться, преодолевать лень, если та успела пустить корни.

Способности, в том числе и творческие, формируются и развиваются в той деятельности, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребенок, безучастный к какому бы то ни было труду, обычно и не проявляет способностей. Стремясь развить творческие способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании его воображения, без которого невозможно творчество. Необходимо давать ему возможность самовыразиться в какой-либо деятельности. Нельзя  подавлять в ребенке самостоятельность, стараясь все сделать за него, и  не отмахиваться  от него, ссылаясь на свою занятость, а проявлять свой интерес к творчеству ребенка, постоянно хвалить и подбадривать его.

Развитие   творческих способностей  детей  следует признать одной из самых   важных задач в воспитании личности.  От этого зависит его будущее, его место в социуме.

 С поступлением в школу значительно расширяются возможности включения ребенка в ту или иную  деятельность, его интересы и способности.

Творчество основывается на тех знаниях, умениях, опыте, которые приобретает ребёнок. Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями. И поэтому родители и учителя должны помочь ребенку развить и закрепить его  возможности, развивать у них настойчивость в преодолении трудностей.

        Немаловажно  воспитание   таких качеств личности, как требовательность  и умение критически относиться к себе. Важно формировать у детей правильное отношение к своим способностям, успехам и достижениям.  

       Большинство исследователей отмечают   решающую  роль   специальной микросреды,  в которой формируется ребенок,  и,  в первую очередь,  влияние семейных отношений и  выявляют при их анализе  следующие параметры:

 1)  гармоничность – негармоничность отношений между родителями,  а также между родителями и детьми;

 2)  творческая – нетворческая личность как образец подражания и субъект идентификации;

 3)  общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие;

 4)  ожидание родителей по отношению к ребенку: ожидание «достижений или независимости».

      Ряд исследователей отмечают  роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребёнка.  Результаты их работ показывают,  что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек,  а матери - на творчество мальчиков.  У отцов,  проявляющих активный интерес к занятиям своих одарённых дочерей,  расширяющих горизонты их будущей карьеры и укрепляющих их независимость,  гораздо больше шансов вырастить дочерей творческими личностями,  чем у тех,  кто утверждает стереотипно зависимые или пассивные модели поведения в дочерях.

      Матери,  занятые деловой или творческой карьерой,  зачастую вне дома,  склонны воспитывать в своих сыновьях большую независимость мысли и смелость.

      Те,  кто исследовал связь между отношениями родителей и детей с творческими способностями последних,  считают,  что когда отцы проявляют больше «женских»,  экспрессивных свойств,  а матери – больше «мужского»,  инструментального,  то их дети противоположного пола более развиты в творческом плане.  Нежные,  любящие отцы,  много времени уделяющие детям,  и матери,  воспитывающие независимость,  любознательность и гибкость,  таким образом,  развивают в дочерях и сыновьях черты и мотивационные компоненты,  ведущие к высокопродуктивному творчеству.

 Интересно в этой связи отметить,  что матери,  весьма озабоченные развитием творческих способностей своих детей и уделяющие этому много сил и времени,  не добивались заметных успехов.  По всей видимости,  желательно проявлять не столь интенсивную заботу и не связывать ребенка слишком жесткими схемами.

    Безусловно,  основным условием  развития творческих способностей является создание в семье  атмосферы,  благоприятствующей появлению идей и мнений. Семья, в которой не только одобряются познавательные и творческие устремления ребёнка, но и прилагаются значительные усилия для активного развития его способностей, где маленький человек воспринимается как личность со всеми своими индивидуальными особенностями, а контроль и руководство за детским развитием осуществляется на основе уважения и ответственности, имеет все шансы воспитать способного , интересного, творческого человека, открытого для познания окружающего мира.

     В завершение хочется сказать, что первейшая наша цель ,как педагогов, -  создать условия для выявления  и последовательного развития уникального потенциала каждого воспитанника. При этом нужно чётко осознавать, что главное условие организации современного образовательного процесса строится на таком понятии как «содействие», то есть совместное действие педагога, родителя и ребёнка. Никогда никакая семья не даст ребенку того, что могут дать ему  школа и  учреждение дополнительного образования, и никакие, самые лучшие  социальные институты не заменят ребёнку семью. Поэтому только в содружестве и общими усилиями школы и семьи создаются самые благоприятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностей детей.