Как готовить учащихся к олимпиаде

 

КАК ГОТОВИТЬ УЧАЩИХСЯ К ОЛИМПИАДЕ

Д.К.Камалтдинова

зам.директора по УВР

МБОУ «Трёхбалтаевская СОШ»»

  

Наступление новой технологической эры и осознание возрастающей роли передовых технологий в повседневной жизни поднимают проблему развития талантов. Для решения этой проблемы многие педагоги разрабатывают различные варианты, одним из которых является олимпиада.

Олимпиадное движение – это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одаренности.  Цель олимпиады по учебной дисциплине – это  выявление специальных способностей, проявляющейся во владении содержанием образования в части конкретной учебной дисциплины. С точки зрения педагогов, олимпиада – это эксперимент, в рамках которого одаренные дети помогают педагогам проанализировать свою деятельность в работе по усвоению информации учащимися по общеобразовательному предмету. С точки зрения одаренных детей, олимпиада – это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у них способов работы с неизвестной им информацией.

 Общество  всегда нуждалось в творческих гармонично развитых личностях. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.

 Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший из даров природы.  Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым.

Наиболее полное раскрытие интеллектуального потенциала одаренных детей составляет актуальную задачу современного образования.

Каждый учитель, работающий с большой группой детей, знает, как сложно учитывать индивидуальные особенности детей, тем более одаренных. К сожалению, чаще всего, эти дети не реализуют свой потенциал, им тесно в рамках только урочной деятельности.

Успешное выступление на олимпиаде предполагает:

а) психологическую подготовку школьника к выполнению нестандартных заданий;

б) одарённость;

в) умение собраться, сконцентрироваться на выполнение нескольких заданий за определённый промежуток времени;

г) грамотность участника;

Успех на олимпиаде связан не только со способностями, но и со знанием классических олимпиадных задач. Поэтому к олимпиаде надо серьёзно готовиться.

Олимпиада по предмету - это не только проверка образовательных достижений учащихся, но и познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование школьников в творческом применении знаний, умений, способностей, компетенций по решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности. 

Подготовка к олимпиаде проводится учителем-предметником, который выступает «наставником» и «тренером» одаренных учеников. Победа школьника на олимпиаде считается профессиональным достижением учителя в своей педагогической деятельности.

При подготовке учащихся к олимпиадам учителю необходимо определиться со стратегией обучения решению нестандартных заданий и задач повышенной сложности. Рассмотрим их краткие характеристики.

1. Ускорение. Эта стратегия позволяет учесть потребности и возможности определённой категории учащихся, отличающихся разным темпом развития. Ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащённому в той или иной мере углублённому учебному содержанию по предмету. Примером такой формы подготовки могут быть творческие мастерские, мастер-классы, интенсивные образовательные программы.

2. Углубление. Соответствующая стратегия подготовки эффективна по отношению к одаренным детям, которые обнаруживают интерес к предмету. При этом предполагается более глубокое изучение тем конкретной области знаний. Это может быть школа и класс с углублённым изучением предмета.

3. Обогащение. Данный тип стратегии  ориентирован на качественно иное содержание обучения учащихся, изучения нетрадиционных тем за счёт установления связей с другими темами, проблемами или предметами. Такая программа предполагает обучение школьников разнообразным способам и приёмам работы с олимпиадными заданиями. Подготовка может осуществляться в рамках традиционного образовательного процесса, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, интеллектуальные турниры и конкурсы по развитию тех или иных способностей и т. д.

4. Проблематизация. Данная стратегия обучения предполагает стимулирование личностного развития учащихся с помощью использования проблемных ситуаций, оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся фактов, поиск новых трактовок и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению предмета.

Программа подготовки учащихся к олимпиадам должны удовлетворять следующим требованиям:

  • 1) включать дополнительное изучение тем разделов и актуальных проблем области научных знаний, что позволяет учитывать интересы школьников к обобщению, ориентацию к будущей профессии;

  • 2) использовать интегрированный подход к изучению тем и проблем. Это позволит стимулировать стремление учащихся к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных природных явлений и поиску решений на «стыке» разных видов межпредметных знаний;

  • 3) предполагать изучение нерешенных актуальных проблем, позволяющих учитывать склонность школьников к исследовательской деятельности, проблемности обучения, а также формировать умения к проведению исследовательской работы;

  • 4) учитывать личностные интересы учащихся и поощрять углублённое изучение тем, выбранных самим школьником;

  • 5) поддерживать и развивать самостоятельность в обучении;

  • 6) обеспечивать гибкость и вариативность образовательного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, корректировки методики с учётом специфики индивидуальных особенностей учащихся;

  • 7) предусматривать свободный доступ и использование разнообразных источников и способов получения информации;

  • 8) обучать учащихся оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки рефлексии и публичного обсуждения результатов;

  • 9) развивать элементы индивидуальной психологической поддержки и помощи с учётом своеобразия личности каждого участника олимпиад.

Следует принимать во внимание и то обстоятельство, что подготовка к олимпиадам по предметной области может выстраиваться в двух формах обучения.

Первая форма построена на основе раздельного обучения учащихся (в виде их отбора в группы для подготовки к олимпиадам во внеучебное время).

Вторая форма подготовки основана на смешанном обучении будущих участников олимпиад в обычном классе общеобразовательной школы (в виде дифференцированного обучения, индивидуальных образовательных программ, консультирования и т. д.). Первую форму подготовки к олимпиадам можно дифференцировать как «внешнюю», вторую - как «внутреннюю».

Начать работу целесообразно с выявления учащихся, которые проявляют интерес к предмету. В сентябре учитель должен организовать анкетирование учащихся. Цель анкетирования заключается в выявлении школьников, которые стремятся к получению новой информации и хотели бы участвовать в предметной олимпиаде.

Вопросы могут быть иметь следующие формулировки:

Интересно ли вам участвовать в  интеллектуальном соревновании?

Любите ли вы решать задания повышенной сложности?

Хотели бы вы принять участие в олимпиаде по _________?

Имеете ли вы опыт участия в олимпиадах?

После анализа ответов анкеты выявляются ученики, из которых формируется группа для подготовки к олимпиадам по предмету.

На школьном этапе олимпиады рекомендуется делать акцент на тестовые задания закрытого типа.

Для решения тестовых заданий необходимо первоначально выработать умения по работе с содержанием «за пределами» школьной образовательной программы.

После проведенных занятий с группой учащихся по развитию умений работать с информационными источниками учитель приступает к формированию умений работать с тестовыми заданиями.

Педагог объясняет структуру различных вида тестовых заданий. Прежде всего, это традиционные задания с выбором одного правильного ответа, задания с выбором нескольких правильных ответов, задания на установление соответствий и задания на установление правильной последовательности. Далее предлагает пройти пошаговый тренинг с анализом правильных ответов и типичных ошибок в заданиях разного уровня сложности. После пошагового тренинга следует организовать итоговую зачетную работу как «репетицию» проведения школьного теоретического тура олимпиады.

Таким образом, на первом этапе при подготовке к олимпиаде по предмету школьники всех параллелей готовятся на базе своего образовательного учреждения на уроках, в кружке, спецкурсе, индивидуальных консультациях, домашних работах.

Школьная олимпиада проводится в середине октября, в начале ноября. Руководители РМО тщательно отбирают задания для олимпиады, учитывая методические рекомендации по проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Материалы для участника школьной олимпиады включает описание конкурсного задания, совокупность тестовых заданий и порядок действий, обеспечивающих выполнение заданий. Важно, чтобы в перечень тестовых заданий были задания творческого и исследовательского характера. Именно на них проверяется способность мыслить и умения применять знания в измененной или новой ситуации.

После проведения школьного тура важно проведение процедуры разбора и обсуждения олимпиадных заданий. Здесь важной задачей является объяснение педагогом          основных идей решения заданий и возможных способов решений заданий с демонстрацией конкретных примеров.

Все победители и призеры школьной олимпиады информируются о сроках проведения муниципального этапа, который проходит в конце ноября.

Муниципальный этап олимпиады дает возможность участникам олимпиады возможность показать эрудицию, умение четко отвечать, формулировать гипотезу, отстаивать свою точку зрения и т.д.

Подготовка к муниципальному этапу проводится по следующему алгоритму: на занятиях учащимся даются методические рекомендации по решению тестовых заданий закрытого типа (в том числе заданий, предполагающих письменное обоснование правильного и неправильных ответов), продолжается работа по углублению и обобщению знаний по предмету, организуется тренинг по закреплению умений применять знания на практике с выработкой умений тренировать память, фиксировать статистический материал, осуществлять интеллектуальные операции анализа, синтеза, сравнения, делать выводы.

В осуществлении подготовки к практическому туру планируется использование компьютерной техники, обширного фонда библиотек, ресурсных центров организаций и учреждений.

Для успешной деятельности по подготовке к олимпиадам: участие учителя в организации или поддержке деятельности учащегося; желание и готовность работать; учет индивидуальных особенностей школьника; безопасность работы; создание условий для свободной и самостоятельной работы; учитель пребывает в позиции помощника, наставника.

В период подготовки к муниципальному этапу олимпиады у учащихся развиваются метапредметные компетентности:

  • умение длительное время (прочность знаний) сохранять и систематизировать тематическую информацию;

  • умение понимать задания в различных формулировках и контекстах;

  • умение аргументировать собственную точку зрения;

  • умение находить, исправлять и анализировать ошибки в ответах заданий;

  • умение оценивать достоверность полученной информации.

На муниципальном уровне олимпиады оцениваются знания и умения в конкретных областях науки, коммуникативные и интеллектуальные умения.

После окончания муниципального этапа учителем должен осуществляется разбор олимпиадных заданий и подробный анализ допущенных ошибок.

В случае победы на муниципальном уровне учащемуся требуется дальнейшая подготовка к региональной олимпиаде.

При подготовке к региональной олимпиаде, которая носит уже индивидуальный характер, кроме отработки предметных умений большое внимание уделяется рассмотрению вопросов, посвященных развитию своего края/области, делается упор на знание культурных, социальных и хозяйственных особенностей региона.

Аналогично, после проведения региональной олимпиады с учащимися обсуждаются ответы на задания, проводится анализ успехов и неудач, поощряются победители и участники олимпиады.

Как правило, тщательная подготовка учащихся к олимпиадам учителями проводится до муниципального или регионального уровней.

В случае победы ученики делегируются на всероссийскую  и международную олимпиаду, когда методика подготовки школьников требует усилий опытных учителей.




- То есть можно научить учиться так, что не пострадает успеваемость по всем предметам?

- Можно научить ребёнка, если есть природные данные. Если есть логика, память цепкая, хваткая и желание. Вот эти три компонента. Всё это нужно для того, чтобы ребёнок мог и усваивать на занятиях большой объем знаний и заниматься самостоятельно.

  

Я часто повторяю: «Можно знания дать, но ведь нужно ещё и взять их». Многие дети сидят, словно птенцы с раскрытыми клювиками, но тут важно не ожидание знаний от учителя, а возможность самостоятельной работы.


- А любого можно подготовить к олимпиаде?

- Всё-таки, если нет интереса у самого ребёнка, толка от занятий не будет.

То есть все зависит от возможностей учителя?

- Очень многое зависит от активности учителя. Нужно быть мобильным. Ведь одно дело провел уроки, проверил лабораторные работы и ушел. А подготовить к олимпиаде, помочь ученику достичь успеха – это личная победа учителя, это победа над собой. Не все получается сразу. Здесь нужно желание, упорство, терпение и труд. Это и есть формула успеха. Учителю должно быть всё интересно, он должен «гореть» этим. Учитель должен осознавать, что он добьётся успехов, преодолевая трудности.

Рекомендации участнику олимпиады:

1. Внимательно изучи текст предложенных задач.

2. Приступай к решению той задачи, которая кажется тебе более доступной.

3. Помни: на олимпиаде «лёгких» задач не бывает. Ищи «изюминку»!

4. Если задача вызывает трудности, попробуй упростить её условие, посмотреть частные или предельные случаи.

5. Решили задачу - сразу оформляйте её решение. Это поможет вам проверить логику и освободить мысли для других задач.

6. Если задача не получается, оставьте её на время и переходите к другой.

7. Задача становится проще, если её окружить родственными задачами.

 

ЕСЛИ ВАС НЕ НАГРАДИЛИ, ТО НИ В КОЕЙ МЕРЕ НЕ СЧИТАЙТЕ СЕБЯ «ПОБЕЖДЕННЫМИ»,-

ОЛИМПИАДА НЕ ЗНАЕТ ТАКОГО ТЕРМИНА!