Психологический комфорт на уроках в начальных классах как условие развития личности ребенка

 

ФГОС НОО предъявляет высокие требования к качеству образования. Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме. Системно-деятельностный подход обеспечивает:

  • более высокий уровень результативности и продуктивности учебного процесса;

  • формирование более дружественной, доброжелательной обстановки;

  • повышение самооценки и коммуникативной компетентности;

  • умение анализировать свои действия;

  •  умение самостоятельно принимать решения,

  • умение быть способным к сотрудничеству;

 Принципиально изменяется деятельность учителя, реализующего новый стандарт.

  Современному учителю необходимо:

-  умение опираться на познавательные интересы каждого ребёнка в учении, содействовать их обретению и развитию;

- относиться к ребёнку как к личности, способной учиться не по принуждению, а  добровольно, проявлять собственную активность;

- видеть перспективы развития личностного потенциала ребёнка и уметь максимально стимулировать это развитие.

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии много говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта. Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость. Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей.

Если рассматривать факторы, формирующие здоровье человека, то мы увидим, что наследственность определяет 15-20%, здоровье, медицина и экология – по 10-15%, а окружающая среда – 50-55%. Что же входит в понятие «окружающая среда»? В первую очередь, это социум (друзья, школа и т.д.). В школе большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние.

     Можно выделить несколько факторов, составляющих окружение школьника. Это:

личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу, статус в классе, отношения с другими учениками вне класса, школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания ит. д.

    Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке. 
Факторы, мешающие психологическому комфорту у обучающихся:

 -неуверенность в себе;

 -повышенная утомляемость;

 -замедленность темпа деятельности;

 -повышенная потребность во внимании;

 -повышенная двигательная активность;

 -трудности в переключении с одной деятельности на другую.
В условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта нужно обязательно учитывать физиологические, эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения.

Создание успеха – это одно из условий гуманизации процесса обучения. В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и лишь, потом переходить к более сложным упражнениям. Надежным путем создания ситуации успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя. 

  1. Ты на верном пути. 

  2. Ты делаешь это сегодня значительно лучше! 

  3. Замечательно! 

  4. Продолжай работать так же, ты добьешься большего. 

  5. Так держать! 

  6. Это успешное начало. 

  7. Отлично! 

  8. Фантастика! 

  9. Поздравляю! 

  10. Ты прав. 

  11. Превосходно! 

  12. Умничка! 

  13. Молодчина! 

  14. Большое тебе спасибо! 

  15. Твои успехи все заметнее. 

  16. Это твоя победа

  17. Я верю в тебя. 

  18. Спасибо. 

Наличие благоприятного климата в группе обеспечивает ребенку не только защищенность и психологический комфорт, но и возможность продуктивной работы и творчества, На психологический климат влияют доброжелательность, знаки внимания, дизайн, интерьер, музыка, разнообразные занимательные формы работы на уроке и во внеурочное время, элементы природы, речевые, пластические и мимические средства.

Для того чтобы процесс обучения был интересен для учащихся, каждый учитель использует различные методы и приемы, технологии. В начальных классах на уроках мы часто используем элементы игр. Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от проверки домашнего задания до обобщения. Игра способствует возникновению интереса, делает процесс обучения более эффективным.

Данный вид деятельности помогает решать не только обще-учебные задачи, но и воспитывать в ученике инициативу, настойчивость, умение находить правильное решение в нестандартной ситуации. Коллективный командный дух позволяет ребятам раскрыть себя, показать с неожиданной стороны.

Например, если повторение пройденного материала вызывает затруднения, я использую такой элемент игры как кроссворд. При помощи его учащиеся не только с удовольствием вспоминают изученный ранее материал, обобщают, но и самостоятельно называют новую тему урока, так как она уже заложена в кроссворде. Ставят цели и задачи занятия.

Чтобы уроки русского языка были значимы для ребят, провожу словарную работу, связанную с выбранной ими специальностью. Таким образом, учащиеся понимают, что уроки русского языка тесно связаны с их будущей профессией.

Использование элементов проблемного обучения также способствуют созданию ситуации успеха на уроке. Я подбираю такие задания, которые были бы значимы для ребят, интересны.

Начало нашей деятельности на урокеэто организационный момент. Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться.

Примеры организационного момента уроков:
1. “Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны. Синий цвет – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства".

2. «На доске три облачка - белое, голубое, серое, выражающие разные эмоции. Ребята, какое облачко вам больше нравится? Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех. «

3. «Мы хорошо поработали над предыдущей темой, но не усвоили еще одну важную сторону этой темы. А между тем, это будет необходимо (усиливается мотив удивления, любознательности)»

4. «С добрым утром начат день

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчать,

Всем работать, отвечать!»

5. «Улыбнемся друг другу. Дети, сядьте удобно. Закройте глаза, положите головы на парты. Под тихую мелодичную музыку повторяйте за учителем:

Я в школе на уроке

Сейчас начну учиться.

Я радуюсь этому. (Пауза)

Внимание мое растет.

Я как разведчик, все замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.(Пауза)

Я хочу учиться.

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

Работаю!»

6. «Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что сегодня наш урок мы начинаем с хорошего настроения»

7. «Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем.

Ни минутки не теряем.»


8. «Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение ! Я улыбаюсь вам, вы улыбнетесь мне.»

9. «Давайте послушаем тишину.

- Как звучит тишина?

-Какие звуки живут в ней?

-Можно ли увидеть тишину?

Слушаем тишину и начинаем урок».

10. На уроках должны развивать эмоции. Учитель просит учащихся:
а) нахмуриться, как осенняя туча, злой волшебник;

б) испугаться, как ребенок, который остался дома один во время грозы:

в) улыбнуться, как ученик, получивший пятерку;

г) заскучать от плохой погоды

Для установления эмоционального контакта я использую упражнение-игру «Мяч по кругу». Учащиеся передают по кругу (бросают друг другу) мяч и высказываются о своих чувствах, физическом и эмоциональном состоянии, настроении. Это упражнение может быть монологическим, когда каждый ученик высказывается одной фразой, а может стать диалоговым, если в ответ на высказывание последуют вопросы .

Я использую разные варианты упражнения «Комплимент»:
-
Комплимент внешности. Посмотри на своего партнера и скажи ему, как он сегодня выглядит, используй известные тебе прилагательные для описания внешности. Начни свое высказывание с обращения по имени.

- Комплимент-похвала. Скажи своему другу, что у него хорошо получается.

 - Комплимент в чувствах. Скажи, какие чувства ты испытываешь, общаясь  с  одноклассниками. 

«Поделись радостью». При этом обучающиеся используют известные изученные глаголы.

Комплимент – подарок (сюрприз). Сделайте своему другу подарок к празднику. Этот «подарок» может быть  визуальным (рисунок), вербальным (обозначить словом), невербальным (пантомима).

Важно учить отвечать на комплименты: благодарить, давать ответные комплименты. Это позволяет практиковать учащихся в диалогической речи, знакомит с этикетными моделями.
Заканчивать урок можно и с
помощью игры «Давайте похлопаем». Можно использовать как одну из форм оценивания и поощрения, например, «Сегодня Кирилл получил  пятерку за контрольную работу», «Кто на уроке ответил на большинство вопросов учителя?», « Настя была самой внимательной на уроке». Дети встают, а остальные ученики им аплодируют.

Минутки отдыха, загадки, творческие задания (н – р: сочините сказку, нарисуйте рыбу, восстановите текст, составьте предложение из трех, не связанных по смыслу слов и т. д.) оказывают влияние на формирование интереса к учебным предметам.

О психологическом комфорте на уроках говорит : 

1.Отсутствие усталости у детей и учителя 
2.Положительный эмоциональный настрой 
3.Удовлетворение от сделанной работы.

4.Желание продолжать работу 

Принципы психологического комфорта следующие:

учеба должна давать детям радость;

протекать на фоне положительных эмоций;

исключать психотравмирующие ситуации.

  1. Рекомендации для поддержания психологического комфорта на уроке: 
    --Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем .

--Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся.
--Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока. Не задавать вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок вести так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом. 
- Использовать  на уроке разноуровневые задания. 
--Увлекать учеников содержанием материала, контролировать темп урока, помогать «слабым» поверить в 
свои силы. 
--Мотивиривать оценки знаний: ученику следует знать, над чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. 
--Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. --Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях.

Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Взаимоотношения учителя с учениками –  важнейшее условие психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.