Формы воспитательной работы

                                                

               Воспитательная работа в начальной школе занимает важное место.Для совершенствования воспитательного процесса необходимо использовать активные формы. Они вызывают повышенный интерес у младших школьников, так как при их реализации появляется эффект неожиданности, оригинальности. Это все привлекает внимание, активизирует деятельность учащихся и т.д.
Форма –  это внешнее выражение какого-либо содержания, совокупность приемов, методов и средств, которые выбирает учитель. Форму воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых.
Выделяют пять типов форм воспитательной работы со школьниками:  словесно-логические, -образно-художественные, трудовые, игровые,  психологические.
Словесно-логические формы. Основным средством воздействия является слово, вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, дискуссии, собрания, конференции, лекции и т.д. главное здесь – обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения могут быть разными.
 Образно-художественные формы. Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь – вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т.п.  Мудро поступают классные руководители, когда организуя деятельность школьников, предусматривают моменты молчания, приемы наблюдение и любование. Например, в походе, во время привала, ученики отдыхают, глядя на небо, или слушая все вместе или одновременно каждый в одиночестве классическую музыку природы, наблюдают красоту заката и восхода, любуются жемчужной ниточкой паутинки. Это и есть момент обогащающего молчания.
 Трудовые формы внеурочной работы. Это разные виды работ в школе от ежедневного дежурства по классу до ремонта школы, разбивки цветников и ухода за ними, ухода за памятниками и т. д. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления. Совместный труд вдохновляет не меньше, чем эстетический праздник.
Игровые (досуговые) формы работы. Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.
Особое внимание надо уделять на психологические формы работы с учащимися. К сожалению, в нашей школе нет психолога. В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.                                        
Форма воспитательной работы значение: благодаря увлекательной, интересной, захватывающей форме воспитанник проживает удовлетворение от взаимодействия с объектом, этот миг удовлетворения становится основанием для принятия объекта как личностной ценности в структуре личности. Разнообразие форм внеклассной воспитательной работы постоянно пополняется новыми формами, которые соответствут условиям школьной жизни, которое постоянно меняются. Часто основы их содержания и методики черпаются из популярных игр телевизионных передач (КВН,«Что? Где?  Когда?», «Поле чудес», «Угадай мелодию», «Зов джунглей», «Великолепная семерка», «Умницы и умники» и др.).
Каждому ребёнку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. А для этого использовать разные вышесказаннные формы воспитательной работы.