Профилактика школьной неуспеваемости.

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы обсудим с вами проблему преодоления неуспеваемости школьников. Это одна из главных проблем, которую приходится решать педагогам школ, – работа со слабоуспевающими учащимися.

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб школы.

Неуспеваемость – извечная головная боль педагогов. Мировая школа накопила лишь два подхода к решению этой проблемы. Первый – перевод неудачливых школьников в следующий класс, где обучение осуществляется по программам с заниженными требованиями. Второй – повторное изучение курса за прошлый год, то есть второгодничество.

При наличии потенциальных возможностей у всех детей мы в школах имеем детей неуспевающих, трудных. В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения Давайте попробуем разобраться, с чем же это связано?

Ещё древние мудрецы говорили: “Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом”. Актуальная проблема нашей школы – “не потерять”, “не упустить” учащихся с низкими учебными возможностями.

Преодоление неуспеваемости школьников - важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Требуются новые знания о существе самого явления, о признаках и формах его проявления в современной школе.

Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения - цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.

2.     Причины неуспеваемости школьников

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей.

Известные психологи Ю. К. Бабанский и В. С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

Что можно отнести к внешним причинам?

1. Социальные причины (снижение ценности образования в обществе).

2. Отрицательное влияние семьи, улицы.

3. Несовершенство учебного процесса.

Ну а каковы же внутренние причины неуспеваемости?

1. Одной из самых главных причин на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников. Понятно, что человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.

2. К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства учащихся.

3. К внутренним причинам следует отнести проблему отсутствия мотивации учения: у ребёнка неправильно сформировавшееся отношение к учению, он не понимает его общественную значимости и не стремится быть успешным в учебной деятельности.

4. И, наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. 

Об этом писал еще К. Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли".

Таким образом, в реальной жизни школьника переплетается целый ряд причин. И дело не только в нежелании учиться, а гораздо сложнее, чем это кажется на первый взгляд.

Многие трудности в учёбе образуют своего рода “порочный круг”, в котором каждый нежелательный фактор вначале вызывается внешними обстоятельствами, а затем порождает другие нежелательные факторы, последовательно усиливающие друг друга. Поэтому чаще всего учителю, совместно с психологом, нужно искать не одну, а несколько причин неуспеваемости каждого конкретного ученика и стремиться устранить каждую из них. Нужно помнить, что нормальному, здоровому ребёнку всегда можно помочь, его можно и нужно научить учиться.

3.     Работа с неуспевающими детьми.

Основные пути преодоления неуспеваемости, которые предлагает современная дидактика.

1.     Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий.

2.     Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.

3.     Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В нашей школе - это дополнительные занятия.

4.     Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

      По мнению психолога Н. И. Мурачковского, можно выделить определенные типы неуспевающих учеников. В основу своего деления на типы, автор положил два показателя: особенности мыслительной деятельности и направленность личности ребенка, его отношение к учению. Различное сочетание этих показателей привело к следующим результатам.

Типы неуспевающих учеников:

1.     Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.), сочетается с положительным отношением к учению. Хочу учиться, но не могу.

2.     Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению. Могу учиться, но не хочу.

3.     Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению. Не могу учиться и не хочу.

Такая типология, на наш взгляд, имеет большое практическое значение. Зная истинные причины неуспеваемости, мы сможем оказывать каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.

Кому какая помощь нужна.

Для первой группы неуспевающих (со слабым развитием мыслительной деятельности, но с желанием учиться) рекомендуются специально организованные занятия по формированию познавательных процессов - внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения.

Занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д. Главное в работе с ними – учить учиться. Взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей данных учащихся в школу бесполезно. Они сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.

Причиной плохой успеваемости учащихся второй группы является их внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы лежат вне рамок учебной деятельности. Школу они посещают без всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация - будет продуктивность учебной деятельности!

И, наконец, самой сложной группой неуспевающих учеников является третий тип. Как не грустно, таких учеников становится все больше и больше. Здесь нам должна помочь позитивная психология. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества. Учителю необходимо найти эту сферу жизни ребенка, и сконцентрировать внимание ребенка на том, что он действительно может.

4.     Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников

·         Сбор предварительной информации за 2-3 недели до конца  четверти.

·         Малый педсовет по предварительным итогам четверти (с приглашением уч-ся, родителей) за 2 недели до конца четверти.

·         Контроль за посещаемостью слабоуспевающих уч-ся индивидуально-групповых, консультативных занятий.

·         Контроль за эффективностью опроса слабоуспевающих уч-ся на уроке.

·         Контроль за ведением слабоуспевающими учащимися тетрадей, дневников.

·         Собеседования администрации, учителей, классного руководителя с родителями слабоуспевающих уч-ся.

·         Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам:

а) в начальных классах сосредоточить усилия на всемерном развитии у учащихся навыков учебно-познавательной деятельности и работоспособности;

б) включение в тематику педагогических советов, заседаний методических советов, объединений вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся;

·         Выявление и учет специфических для школы причин отставания во всех классах, устранение и профилактика.

·         Широкое ознакомление учителей с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения учащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учении.

·         Обеспечение единства действий всего педагогического коллектива по предупреждению неуспеваемости школьников и повышению уровня их воспитанности, обращая внимание на достижение единства и воспитания, установленные межпредметных связей в обучении, координацию действий педагогов с учениками активом, родителями и общественностью по месту жительства детей и др.

·         Тщательное ознакомление с учебными возможностями будущих первоклассников и проведение в необходимых случаях специальных корректирующих занятий.

·         Систематическое изучение трудностей в работе учителей, всемерное улучшение практики самоанализа учителями своей деятельности и их последующее самообразование.

·         Включение в тематику педагогических советов, заседаний методических объединений и прочих проблем, над которыми будет работать школа в ближайшие годы, вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся.

·         Постоянный контроль над реализацией системы мер по предупреждению эпизодической и устойчивой неуспеваемости, осуществлять специальный контроль над работой с наиболее «трудными» школьниками, строгий учет результатов этой работы.

·         Обобщение передового опыта работы по предупреждению неуспеваемости и его широкое обсуждение.

5.     Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.

В процессе контроля за подготовленностью учащихся:

·         Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе

·         Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски

·         Предложения учащимся примерного плана ответа

·         Разрешение пользоваться наглядными пособиями помогающими излагать суть явления

·         Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

При изложении нового материала:

·         Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала

·         Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

·         Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

В ходе самостоятельной работы на уроке:

·         Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее

·         Напоминание приема и способа выполнения задания

·         Указание на необходимость актуализировать то или иное правило

·         Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений

·         Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению

·         Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих

·         Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления

При организации самостоятельной работы:

·         Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа

·         Более подробное объяснение последовательности выполнения задания

·         Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом.

Решение педагогического совета:

1.     Определить одним из приоритетных направлений работы школы – совершенствование деятельности учителей предметников по повышению качества знаний учащихся.

2.     Учителям предметникам усилить в своей работе личностную направленность образования

3.     Шире применять новые педагогические технологии преподавания предмета. На заседаниях школьных МО обсудить вопросы работы со слабоуспевающими учащимися.

4.     Рекомендовать учителям предметникам: составлять карту мониторинга для отслеживания обученности, личных достижений, личного роста каждого ученика; проводить коррекцию знаний по результатам.